История

Татьяна Гоптарева: «Предприниматель всегда про что-то новое»

20 апреля 2020 года
Татьяна Гоптарева победила в конкурсе проектов PRO Женщин в номинации «PRO TEAM: лучшая команда» со Школой робототехники и программирования для детей, основанной в 2016 году. Ее история — настоящий квест предпринимателя: ошибки, победы, пробы, преодоления, взлет… Эта история для каждой женщины, которая хочет открыть свое дело — чтобы поверить в себя!

OMRaeP7Edmk.jpg

PRO непростой старт

«Мой проект родился из личной трагедии», — рассказывает Татьяна Гоптарева, поясняя, что обычно об этой истории она не любит упоминать. 

В 2015 году, когда Татьяна была на 7 месяце беременности, от нее ушел муж, ничего не объяснив. Родив, Татьяна оказалась одна в 4-х стенах съемной квартиры, без денег и с такой депрессией, что даже малыш до года не улыбался. Однажды, когда она в очередной раз плакала, Татьяна поняла, что если не справится сейчас с этой разрушающей энергией, то просто исчезнет: «Я подумала: по чему я плачу? По прошлому? Как было — уже не будет, а как будет — зависит только от меня. Эта мысль вывела меня в состояние действия!». 

Рассказ о том, с чего начинался ее предпринимательский путь, не дается Татьяне легко. Прежде, чем дать разрешение на его публикацию, она ненадолго замолкает, а потом, все же: «Да, публикуйте! Я говорю об этом, потому что думаю, это может кому-то помочь. Вдруг сейчас где-то девушка находится в такой же ситуации, как я. Моя история станет поддержкой».

Тогда у Татьяны не было средств на запуск своего дела. Она продала машину и переехала к маме, чтобы экономить на жилье.

— Почему вы выбрали бизнес и почему решили открывать именно школу робототехники? Довольно необычный выбор сферы.

— Мне нужна была деятельность со свободным графиком, чтобы заботиться о ребенке. Раз я не могла работать по жесткому графику сама, то решила организовывать других людей, — смеется Татьяна. История о том, как у нее появилась идея школы, похожа на начало классного сериала:

— Я закончила физмат-гимназию, среди моих друзей много программистов и математиков. Мы могли разговаривать по многу часов, и однажды темой была робототехника. Мы что-то записывали, обсуждали, смеялись, и в итоге положили эти записи на полку. Они провели там пару лет! Через пару лет, разбирая бумаги, я наткнулась среди них на «робототехнику», и подумала — а почему нет? И решила попробовать!

PRO упорство и преданность

— Вы составляли бизнес-план, писали стратегию развития, исследовали рынок? Или все по наитию?

— Я посчитала, во сколько мне обойдется помещение, оборудование, мебель. Но тогда о бизнесе я не знала ничего, и посчитала, конечно, плохо — как человек, который никогда не сталкивался с реальной финансовой деятельностью и тем, сколько побочных затрат несет открытие бизнеса. Нашла помещение, сама сделала минимальный ремонт. Как сейчас помню: я крашу стены и собираю мебель… Параллельно запустила объявление о наборе педагогов, отвела собеседования. И открыла школу. А потом — началось… 

Татьяна вместе с несколькими новыми сотрудниками напечатали несколько тысяч объявлений, разнесли их по ближайшим домам и сели ждать. Прозвучало несколько звонков, пришли 8-10 детей, и все. что нужно активнее привлекать детей и их родителей. Только о том, как это делать, они ничего не знали. Татьяна рассказывает, что открыла книжку по продажам, и они стали один за другим попробовать советы из нее: тест — не получилось, второй — не вышло. Подходящий вариант нашелся с 5 или 6 раза — на пробные занятия стало приходить больше учеников. Но никто ничего не покупал!

Саша и Андрей сердце.jpg

Задумавшись над новой проблемой, Татьяна поняла, что они не умеют правильно рассказывать про свой продукт — за что именно родители должны платить деньги?! И, представьте, они с педагогами стали буквально репетировать пошагово путь «пользователя» в школе: кто подходит к клиенту, когда он заходит в дверь, что происходит потом, кто провожает его в класс, как проходит пробное занятие, кто что говорит; один преподаватель сидел рядом с ребенком, второй — рядом с родителем, объясняя ему, что происходит. Продажи выросли так, что теперь, когда Татьяна об этом рассказывает, никто не верит: из 10 человек, пришедших на пробный мастер-класс, 8-9 покупали курс!

— Мне до сих пор не верят, что такая конверсия бывает. После стольких «непродаж», репетиций и экспериментов нас понесло вверх, как на перегретом воздушном шаре. Конечно, некоторые преподаватели говорили: «Мы не продажники, мы педагоги». Честно — я предлагала им расстаться. Но те, кто остался со мной тогда — мы с ними вместе до сих пор. Я ценю гибкость и человеческие качества людей, которые делали бизнес вместе со мной. Они — настоящие герои, а не я! Мое дело — дать мотивацию и своим примером показать, что мы делаем все, что от нас зависит, чтобы остаться на плаву. Мы по-настоящему дружим, и хотя на работе все делают то, что я говорю, субординация не портит нашу дружбу.

Татьяна поделилась, что вложила в открытие школы около миллиона, 400 тыс. пришлось занять.  Сейчас годовой оборот бизнеса — 5 млн. Она советует: прежде чем открывать бизнес, нужно все хорошо просчитать и добавляет, смеясь: «Посчитать не как тебе кажется, а как правильно. Поговорите с действующими предпринимателями в интересующей вас нише, обычно люди идут на контакт и расскажут на что обратить внимание. Возьмите любую книжку, которая называется «бизнес с нуля» и будет толк. Больше одной книги читать не стоит, иначе можно сильно испугаться и не открыть ничего вообще». Также она советует изучить технологии продаж, хотя бы в общих чертах.

3WCBs9v8RaE.jpg

PRO ступеньки вверх

— В чем уникальность вашей школы?

— У нас получилось целое сообщество, где удалось создать среду для качественного общения ребенка не только со сверстниками по интересам, но и со взрослыми: родителями, увлеченными педагогами, старшими родственниками. Здесь мы на равных, нет запретных тем и проектов, которые невозможно осуществить. Я вижу, что детям очень не хватает такого общения со взрослыми.  

— Были ли у вас кризисы и как вы их преодолевали?

— Кризисы были. Честно говоря, только они и были — спокойно мы не сидели никогда. Только в последний год почувствовали себя комфортно, думали, будем расширяться, и тут — сами знаете. Но эти кризисы научили нас очень многому. Вот например, в конце мая 2017-го, когда учебный год кончился, мы поняли, что все — учить нам некого. Это значит — нет зарплат, не денег на аренду помещения. Мы просто не подумали, что летом ВСЕ школы работают по-другому, нужен совершенно другой бизнес-план... Еле справились! Зато в следующем году были уже во всеоружии, начали набор в Летний лагерь в январе — и сделали лето настолько прибыльным, что нам теперь выгоднее работать с июня по сентябрь, чем в учебном году. 

Сегодня, во время карантина и кризиса, школа Татьяны тоже переходит в онлайн. Это непросто — пока удалось перевести только 40% учеников. У большинства семей нет технической и физической возможности организовать и настроить ребенку оборудование для таких занятий.

Но, как настоящий предприниматель, Татьяна и здесь видит пользу: в онлайне районная школа перестает быть ограниченной территориально. Со временем она хочет перенести в онлайн большую часть учебного процесса.

PRO Женщин, самореализацию и цели

— Вы одна воспитываете ребенка и руководите школой. Как вы нашли время в своем графике на встречи сообщества? Что вас привлекло?

— Когда варишься в своем мини-мирке, очень не хватает общения с девочками со схожими интересами. А еще, я ждала поддержки. Можно вступить и в мужской предпринимательский клуб, но в женском объединении на тебя будут смотреть не только с точки зрения предпринимателя, но и с точки зрения женщины, у которой есть ребенок — нам легче друг друга понять. 

«Опять все по-новому, — жаловались потом мои сотрудники, — ну что же Вы нам работать спокойно не даете!». А предприниматель, он ведь всегда про что-то новое, вечно ему нужно что-нибудь внедрять, доделывать, переделывать! 

WhatsApp Image 2020-04-20 at 14.06.39.jpeg

Анны Черкасова, лидер моей группы, очень помогла — дала свежий взгляд на мой проект. Получилось отрезвляюще и перспективно. Она такой человек, что называется «за всех»: если видит, что может помочь, обязательно предложит варианты... Еще у нее много опыта — это видно сразу, она умная, сильная и очень добрая. (Читайте интервью с Анной на нашем сайте: прим. ред)

Татьяна рассказывает, что пришла участницей, а не лидером, потому что не решилась взять на себя еще и эту нагрузку, вдобавок к семье и бизнесу — опасалась, что у нее не хватит сил даже на элементарную «менеджерскую» работу — собрать девочек, создать чат; боялась, что ей нечем будет поделиться. И вот, спустя полгода в сообществе и один выигранный конкурс проектов PRO Женщин она чувствует, что может стать лидером, и понимает, чем может помочь!

— Татьяна, что для вас значит слово «самореализация»? 

— Я никогда не чувствовала, что моя миссия только в материнстве, всегда хотелось чего-то еще. Человек, которым я была, до того как стала заниматься бизнесом, и сейчас — две совершенно разные личности. Я, например, не могу сказать, что увлекаюсь робототехникой — ей увлекаются  мои педагоги, этого достаточно. Мое дело — управлять, мотивировать и продавать (или научить продавать других). А еще мне нравится организовывать людей — это то, от чего я получаю кайф. По прошествии стольких лет, с таким опытом в полях, кажется, я могу заниматься бизнесом уже в любой сфере!

Жизненные правила Татьяны Гоптаревой: 
▪️ «Проживи еще один день без плохого настроения!»;
▪️ «От того, что делаешь, даже если это трудно, нужно постараться получить кайф»; 
▪️«Пропускай через себя все и всегда требуй от себя больше, чем от других».

— О чем вы мечтаете? И какую поддержку может оказать вам PRO Женщин в достижении этой мечты?

— В идеальном будущем я мечтаю о том, чтобы осуществить на базе государственных школ такую замечательную инициативу, как робототехника. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали, и они не были простыми. Школы очень закрытые для партнерства: «А вы кто?» «Это я, Татьяна Гоптарева пришла к вам....», — так продолжалось почти два года, перед тем, как откликнулась одна! Как оказалось, даже эта школа пустила нас, потому что думала, что ничего у нас не выйдет. Но все получилось!

Участие в конкурсе и победа уже помогли нам — о нас рассказали! Это важная строчка в резюме нашей школы. Мы можем говорить об этом при общении с государственными школами, да и просто делиться радостью с родными и друзьями. Сейчас главная задача — поиск новых партнеров среди муниципальных учреждений и коммерческих школ, готовых реализовывать на своей базе Робототехнику как платное допобразование. Предпринимательство внутри государственной системы образования — очень интересное win-win-направление.

А еще можно записываться на занятия и рассказывать о нашей школе знакомым!


Если хотите подарить курсы вашему ребенку, знакомьтесь со школой поближе: robotdety.ru;
А если вы из Москвы и хотите открыть направление «робототехника/ программирование» для детей на базе вашей школы, пишите Татьяне на почту taxitamail@yandex.ru.



Подпишись на новости PRO Женщин

Подпишитесь, чтобы узнавать о новостях программы первыми
Никакого спама. Только полезные материалы и актуальные новости!