История

«Промыслы сейчас в моде»: Мария Кузнецова об уникальном социальном бизнесе

24 апреля 2020 года

Мария Кузнецова — наставник в сообществе PRO Женщин и победитель конкурса проектов в номинации «PRO SOCIAL: большой социальный вклад». У Марии необыкновенный социальный бизнес — выездные выставки народных художественных промыслов! Мы поговорили с Марией о ее уникальной бизнес-модели, о тактильных выставках для незрячих людей и том, как она вместе со своей командой расширяют мировоззрение людей, напоминая нам о нашей уникальной самобытной культуре.

Фото Ирина Кузнецова_10.jpg

«Народные промыслы в формате edutainment — обучение через развлечение»  

В вашем офисе часто проходят выставки? Если нет — срочно расскажите вашему HR о выездных выставках в офис! Именно такой формат развивают с 2017 года Мария Кузнецова вместе с командой своей компании «Арт-Традиции»

Их продукт — выставки народных художественных промыслов на площадках компаний и корпораций. Это интеллектуальные мероприятия в формате edutainment — обучение через развлечение. Большой плюс в том, что для восприятия таких выставок не нужно никакой специальной подготовки — народные художественные промыслы и ремесла понятны всем.

На выставках Мария с командой представляют промыслы в современном формате, сопровождая экскурсиями и мастер-классами. Для компаний это и ивент, и важный мотивационный инструмент для работы с коллективом. «Когда мы начинали такой необычный проект, устойчивое развитие и корпоративная ответственность уже дошли до российских компаний. И сейчас многие понимают ответственность за своих сотрудников, хотят внести свой вклад в развитие общества в целом, поэтому наша тема как никогда актуальна. Это инструмент для HR, PR, имиджевая история и поддержка традиционной культуры, кроме того, это просто большая радость и вдохновение для коллектива», — рассказывает Мария. 

Рабочий день в офисе — не меньше 8 часов, единицы из нас успевают посещать культурные мероприятия, и это особенно трудно сделать в разгар рабочей недели. «Именно поэтому, — объясняет Мария, — профессиональная музейная выставка приходит к вам!».

Фото Ирина Кузнецова_4.jpg

«Промыслы сейчас в моде!»

— Увлечение народными промыслами началось еще в детстве, какие-то предметы были в моей семье. Сначала это был просто детский интерес, который потом перерос в осознанное коллекционирование, и уже теперь в собственное дело. Более 25 лет я занимаюсь изучением народных художественных промыслов, работой с мастерами и предприятиями, создаю проекты с дизайнерами и декораторами.  

Большая проблема наших промыслов в том, что они не умеют про себя рассказать. Мы хотим помочь им в этом направлении и показать значимость в нашей культуре, и важность для самоидентификации в обществе. 

Наша задача заинтересовать аудиторию, чтобы захотелось узнать больше и самостоятельно пойти в музей, приобрести что-то для себя или подарить друзьям. Промыслы сейчас в моде! Важно понимать, что они живут и развиваются до тех пор, пока их ценят и покупают. Нужно показать людям, что это еще один повод гордиться своей самобытной культурой, своими истоками. Ни в одной стране мира нет такого богатства и разнообразия традиционного декоративно-прикладного искусства.

Наш продукт сложно «продавать» — он интеллектуальный, эмоциональный, осязаемый и вместе с тем это каждый раз новое неповторимое воплощение. Когда мы приходили к инвесторам первая реакция была: «Вы продаете валенки-кокошники? Хороводы водите?». Инвесторов интересовало скорее IT, быстрая окупаемость, а «выставки декоративно-прикладного искусства в современном пространстве – это вообще как?». Мы же больше про осознанность, сохранение традиций и, конечно, про совершенно новый формат в представлении народной культуры. 

Ошибочное мнение, что народные художественные промыслы — какой-то моветон, сложилось, видимо, еще в советский период, когда традиции и все исконно народное было не популярно. Мы, конечно, любим и валенки, и кокошники, но промыслы — это гораздо глубже. Многие художники в своем творчестве обращались и обращаются именно к народной культуре. А если я вам скажу, что промыслы могут стать неповторимыми арт-объектами. Совсем другое видение и восприятие, правда?  

Молодые смелые дизайнеры без предрассудков, и они активно сейчас используют этот тренд. Хочется, чтобы люди понимали, почему это ценно, и сами могли бы вписывать промыслы в свои современные интерьеры — ведь это не только красивые изделия, но и «живые» утилитарные вещи на любой вкус. 

Фото Ирина Кузнецова_9.jpg

Один из самых приятных моментов — когда на наших выставках мы видим реакцию: у людей загораются глаза, они просят провести мастер-класс, хотят узнать больше. Среди наших клиентов была компания, где мы начали с одной выставки, и она так понравилась руководству и команде, что они попросили о целой серии мероприятий — это безумно приятно! Надо видеть, как раскрываются люди, у них появляется возможность обсудить свои увлечения, хобби, вдруг оказывается, что многие что-то коллекционируют – они сами друг о друге узнают много нового. То есть наша выставка становится для них площадкой для неформального творческого общения.  Интересно, что женщины — многие рукодельницы, поэтому для некоторых промыслы знакомы, а для мужчин это всегда потрясение, большое открытие. Они радуются искренне, как дети. Вопросов задают очень много. 

Организация каждой выставки требует вовлеченности экспертов: художников, искусствоведов, кураторов, коллекционеров, экскурсоводов. Концепция, разработка, экспонаты, оборудование, логистика… и еще много всего, что нужно сложить вместе. Одна из наших главных задач — вовлечь в процесс мастеров, потому что никто кроме них не может рассказать о промыслах лучше. Весь процесс требует больших усилий и если представить, что это надо повторять каждый раз, то можно провести только одну выставку, и себестоимость таких разработок будет очень высокая. Поэтому в нашей модели мы впервые применили системный подход, и у нас уже разработаны варианты выставок, из которых заказчик может выбрать наиболее интересную тематику для своего коллектива. 

Кстати, вы знаете, что промыслы закреплены за местами появления, то есть настоящую гжель можно производить только в селе Гжель, Раменском районе Московской области, а место бытования дымковской игрушки – это район реки Вятки в Кировской области, а тагильскую роспись подносов создают только в Нижнем Тагиле, Свердловской области. Мастера напитаны духом места, его историей, а промысел зависит от многих едва уловимых для нас моментов – природы, особенностей материала, местных обрядов, сохранившихся традиций изготовления и других вещей, которые есть только в этом конкретном месте бытования промысла. 

Фото Денис Клеро_1.jpg

«Незрячие люди живут творчеством»

Команда «Арт-Традиции» впервые организует серию тактильных выставок традиционных ремесел и народных художественных промыслов для слабовидящих и слепых людей. Такого в направлении русского декоративно-прикладного искусства еще никто не делал. И именно этот проект показался жюри конкурса проектов PRO Женщин достойным номинации!

— У близкой подруги моей дочки есть брат Максим. Ему 13 лет, и он незрячий. Когда я ближе познакомилась с мальчиком то, увидела сколько усилий требуется ему, чтобы адаптироваться к нашей обычной жизни. И его родителям, чтобы его обучить и дать старт взрослой жизни. У нас с дочкой родилась идея сделать что-то интересное для Максима. Не просто посочувствовать, а именно помочь реальным делом. Получилось, что мальчик ничего не подозревая стал нашим вдохновителем. Я стала изучать вопрос и поняла, что слепые люди очень талантливые! Многие рисуют, поют, играют на разных инструментах. Они буквально живут творчеством.

Возникла идея провести адаптированную выставку, специально для слепых и слабовидящих. Ведь промыслы сами по себе очень тактильные — глина, дерево, металл, ткани, нити, разные материалы, разные формы, все можно потрогать, ощутить и понять. А сам процесс изготовления предметов часто связан с повторением определенных действий, что как раз легко воспринять и повторить незрячему человеку. 

Поиски партнера привели нас в уникальную библиотеку — Санкт-Петербургскую государственную специальную центральную библиотеку для слепых и слабовидящих. Не поверите, но как раз в это же время у них возник внутренний запрос на представление декоративно-прикладного искусства, всего, что связано с промыслами и ремеслами! Команда библиотеки очень активная и увлеченная. Мы стали обсуждать и пришли к выводу, что хочется показать и традиционную куклу, и костюмы, и какие-то предметы быта — так родилась совершенно замечательная программа, рассчитанная на два года. 

Фото Ирина Кузнеоцва_6.jpeg

Когда мы стали развивать эту тему, поняли, что это не только творчески обогатит незрячих людей, но возможно, станет для кого-то из них подспорьем. Если мы сможем расширить их творческие способности, познакомить с художественными ремеслами и пробудить интерес, то при желании они смогут мастерить самостоятельно, возможно, это поможет им материально. Есть идея сделать благотворительный аукцион работ, идей много, думаю, что с партнерами мы точно что-то подобное осуществим. 

Охват мероприятий значительный. Только в библиотеке, с которой сотрудничают «Арт-Традиции», более 11 тысяч читателей в год. Совместно с издательством Библиотеки команда «Арт-Традиции» планируют выпустить первую книгу по художественным промыслам и народным ремеслам для слепых и слабовидящих. 

— Первая выставка запланирована на ноябрь этого года и пройдет в рамках Ночи искусств в Петербурге, а в 2022-ом году мы надеемся провести большую выставку в Москве, и затем представить ее в других городах России. Мы хотим передать опыт и вдохновить, таких же как мы, энтузиастов и региональные сообщества, рассказать о важности подобных мероприятий.

Мы будем рады всем, кто обратится к нам с идеями 
У нас есть отдельные предложения для спонсоров, инвесторов, меценатов, экспертов. Как правило, люди, которые хотят помочь, всегда приходят в нужный момент. Источник финансирования и поиск инвестора очень актуальный вопрос. Сейчас наша сплоченная команда реализует проект за счет собственных ресурсов, экспертизы и понимания важной социальной значимости проекта.

Фото Ирина Кузнецова_3.jpg

«Менторство — это огромный ресурс» 

20 апреля в PRO Женщин стартовала большая менторская программа для победителей первого конкурса проектов и Региональных представителей сообщества, рассчитанная на 9 месяцев — до декабря 2020. Менторы программы — члены Попечительского Совета фонда. Как победитель конкурса, Мария тоже обрела ментора.

— Менторство — это огромный ресурс и подарок, и тем более я рада, что моим наставником стала Ольга Флер, основатель проекта Meet For Charity. Основной момент, который меня волнует и который я хотела бы проработать со своим ментором — монетизация. Дело в том, что социальное предпринимательство всегда было для меня намного ближе к благотворительности, но на все нужны деньги, поэтому вопрос монетизации остается. Так что работа с ментором — это большая помощь и классная идея, и я очень надеюсь, что это будет обоюдовыгодно. 

А еще — это огромный опыт! Я сама являюсь ментором для девушек из сообщества и в перспективе смогу поделиться со своими менти новыми идеями, опытом и наработками, которые получу в ходе этой наставнической программы.


Если у вас есть идеи или предложения, свяжитесь с Марией Кузнецовой:

Instagram: @art_tradition.ru
E-mail: info@art-tradition.ru


Подпишись на новости PRO Женщин

Подпишитесь, чтобы узнавать о новостях программы первыми
Никакого спама. Только полезные материалы и актуальные новости!