Интервью
Путь художника
Интервью с художником Олей Обуховой
Жить согласно интуиции – один из важных принципов китайского учения о пути человека Дао. В его основе лежит мысль, что у каждого человека свой путь, но никто не знает, каким он должен быть. Найти его можно только полагаясь на свои чувства.

Мы бы не поверили, что можно жить по этому принципу, если бы не нашли такого человека – художника Олю Обухову. В интервью для PRO Женщин она рассказала о своем творческом пути и планах на будущее.


Расскажите о себе.
  • Оля Обухова, 29 лет
  • Более трех лет занимаюсь восточной живописью гохуа (техники гунби и се-и)
  • Училась в Ляонинском Универститете Науки и Технологий в г. Аншань, Китай – 2014 год, 2016 год.
  • Училась у известного китайского художника, мастера стиля гунби Ли Чже (李喆) в Пекине – 2017 год.
  • Училась у известного китайского художника, мастера стиля гунби Гун Сюэцина (龚雪青) в Москве – 2017 год.
  • С 2015 года изучаю китайский язык.
  • С июля 2017 года – закончила работу в штате компании и работаю на себя по профессии художник.


Как вы решили стать вольным художником. Чем занимались до этого?
Интерес к живописи был со мной всегда, начиная с дошкольного возраста. Около трех лет назад я увлеклась восточной живописью, стала регулярно заниматься в клубе единомышленников, ездила на обучение в Китай. При этом основная моя деятельность на протяжении нескольких лет до сегодняшнего момента была связана с рекламной сферой: аккаунт-менеджер в агентстве (диджитал, ивент), копирайтер на ТВ.

Работа в агентствах приносила противоречивые эмоции. Мне нравилось, что жизнь кипит: год проходит за десять (если считать по впечатлениям), вокруг классные и веселые ребята, с которыми мы работаем в команде. Вместе с тем, это было временами довольно изматывающе: все знают, что высокие зарплаты в рекламной сфере делят одну полку со сверхурочной работой (почему-то самой собой разумеющейся), часто работа на проектах на этапе их сдачи выходит на бесчеловечно нервный темп, что плохо сказывается на внешнем виде, сне и даже здоровье.

Я не стрессоустойчивый человек. Научиться быть таким у меня так и не получилось. Я близко принимала все к сердцу на этапе «угара», а когда волна отходила, и проект был сдан, оставалось только нервно посмеяться над всеми этими переживаниями. Ведь было очевидно каждую секунду, как все это на самом деле несущественно – для моей жизни, для жизни близких людей и всего прекрасного в мире в целом. Не покидало ощущение, что гробишь себя ради какого-то пустяка, никак не преумножающего добро ни в мире, ни в тебе.

Довольно долгое время у меня получалось находить аргументы в защиту, но на пороге 30 лет было решено, что если не попробовать сейчас, то не попробовать никогда, и потом всю жизнь жалеть. Ведь совмещать основную работу и рисование как хобби при всех попытках не получалось – как я ни старалась, не хватало ни сил, ни времени. Дополнительным стимулом стало предложение молодого человека, который видел, как я мучаюсь и хилею на глазах, взять на себя часть общих расходов, чтобы я попробовала зарабатывать тем, что я люблю больше всего на свете. За что я ему невыразимо благодарна. Примером послужил опыт знакомых, которые также бросили работу ради живописи. Сейчас я узнала, что у всех у них есть дополнительные источники дохода, но это уже не имеет значения – они свое дело сделали.
Художник Оля Обухова со своими работами.
Вы долго готовились к переходу от наемного сотрудника к пути художника?
Как видите, решение не было принято в один момент, но как таковую почву я никакую не подготавливала – просто занималась тем, что нравится. Естественным образом получалось трудиться в этом направлении и прокачивать навыки. Весь этот опыт и накопленный багаж знаний и умений сейчас позволяют мне быть уверенной в том, что при должном старании мне по силам практически все. Можно считать это своеобразной подготовкой почвы.
Есть ли у вас план, что делать дальше?
Пока что на свободе я совсем недолго (всего три недели), и мне кажется, что я знаю, что делаю. Сейчас я вся в процессе подготовки к текущим совместным выставкам. Неожиданно быстро параллельно начали появляться другие альтернативные предложения.

Я перевела Instagram преимущественно в тематику своего искусства. На данный момент — это основной инструмент информирования публики о моем творчестве, так как там уже собралась определенная база лояльных подписчиков. Само собой, мне интересно подписываться на тех художников, чьи стиль и подход мне близки, перекрестное опыление должно сыграть свою роль!

Помимо этого, с момента увольнения завела канал в Telegram. Там я рассказываю об аспектах своего искусства и показываю внутреннюю кухню. Параллельно наблюдаем совместно с читателями процесс моего роста (надеюсь, кого-то cможет вдохновить). Для меня ежедневная публикация служит дополнительным инструментом самоконтроля — каждый день что-то делать.

Чтобы расти далее — надеюсь, поможет опыт в рекламе. Еще в планах создание онлайн-магазина, когда достойных для продажи работ наберется побольше и они будут качественно сфотографированы.

Сейчас кажется, что достаточно будет продавать хотя бы пару работ в месяц, чтобы было, на что поесть. Я человек скромных желаний. Самое наглое из них — иметь достаточно незаполненного пространства внутри себя, чтобы пустить в него естественное для человека стремление смотреть на мир шире, чем монитор ноутбука или очередной баннер для автомобильного бренда. Есть такие базовые, по-человечески добрые именно что Профессии — доктор, парикмахер, маляр. Все они как будто думают о чем-то действительно реальном в отличие от специалистов, порожденных капиталистической эрой и уж подавно эрой виртуального.

У меня нет готовой бизнес-модели. Я верю, что можно просто делать хорошие вещи и люди будут в них заинтересованы.
Есть ли отходные пути, если столкнетесь с трудностями?
Отходные пути всегда есть. Мы по-хорошему расстались с последним агентством, кажется, они готовы принять меня обратно в случае чего. Не они, так другие работодатели. Возможно излишне самонадеянно я считаю, что мой опыт и навыки общения довольно конкурентоспособны. В любом случае, хотелось бы, чтобы все получилось, и проверять не пришлось.


Что бы вы посоветовали тем, кто не может решиться следовать за мечтой?
У всех разные жизненные обстоятельства. Предполагаю, что мне легче рассуждать, чем многим другим – у меня нет детей, есть близкие, которые хотя бы на время могут взять на себя заботу обо мне и моих амбициях. Мне повезло. Я отчасти избалована.

В таких ситуациях советы имеют мало связи со здравым смыслом и носят метафизический настрой: если не можете решиться, подумайте о крайней точке. Что будете думать о себе и своей жизни перед смертью или на старости лет. Посвятили ли вы свою жизнь себе, тому, что вам нравится? Что есть добро и зло, долг и ответственность? Есть ли у этих категорий однозначно положительные или отрицательные коннотации и необходимость ради них все время оставлять свои стремления где-то на периферии повседневной жизни? Я посчитала, что нет. Посмотрим, что из этого получится. Мне самой очень интересно.

Процесс похож на написание картины. Сначала у тебя есть задумка и представление о финальном результате. Но в процессе картина развивается сама собой: материалы, настроение – все оказывает свое влияние. В итоге получается, что ты скорее отправляешься в путешествие с кистью в руке, нежели приручаешь реальность.

Интервью взяла Тая Константинова.