Интервью с тренером спикеров TEDxSadovoeRing
Еленой Поляковой

Елена Полякова – маркетолог, психолог, сооснователь школы «Белая Ворона», тренер спикеров в TEDхSadovoeRing. Елена помогала участницам PRO Женщин подготовиться к выступлению на открытии второго потока программы.
Как научиться публичным выступлениям
Есть разница между мыслью и умением облечь ее в красивые слова. Тем, кто говорит плохо, я бы рекомендовала простую ежедневную тренировку – пересказ. Читать короткий текст и затем пересказывать своими словами. Когда мы говорим, образуются нейронные связи, которые помогают быстро формулировать мысль в слова. Чем больше мы говорим, тем лучше получается. Если какое-то время у меня нет встреч или публичных выступлений, я чувствую, как речь становится не такой образной.

Но сила публичных выступлений кроется вовсе не в искусстве красноречия. Есть хорошие спикеры, которые говорят складно и убедительно, но слушать их скучно, неинтересно. В их словах нет жизни, не пламенеет страсть.

Дело в том, что мы очень плохо запоминаем информацию, которая нас не трогает эмоционально. Если я начну сейчас рассказывать про маркетинг, это будет увлекательно, но вы выйдете отсюда и через полчаса все забудете. А если я скажу одну фразу, но она будет соединена с чувством, которое вы пережили в этот момент, слова будут иметь для вас другое значение.

Уинстон Черчилль говорил тихим голосом. Он мог сказать лишь пару фраз, но они переворачивали жизнь человека. Моисей был гугнив, то есть косноязычен, но он уговорил целый народ отправиться за ним в пустыню.

Не бывает людей, не способных произнести сильную, яркую речь, будучи охваченными чувством. Когда у человека внутри что-то родилось, и он начал говорить – вот это самое интересное в моей работе. Это умение дотронуться до точки, которую я называю внутренней честностью. Умение быть откровенным, открытым. Тогда это уже не просто слова.

Страх выступления – это страх смерти
Мы нуждаемся в успехе, признании и деньгах. Это часть нашего эго. Когда мы выходим на публику, мы боимся провала, боимся, что публика нас не оценит. Страх почувствовать себя неудачником буквально парализует любого человека. Мы думаем о том, как сохранить свой статус, сказать какие-то умные вещи. И это убивает выступление.

Конечно, чтобы меньше волноваться, можно, например, выпить воды или отжаться перед выходом, медленно и глубоко дышать, найти дружеские глаза в зале…

Но для меня работает одно очень простое решение – думать о людях в зале. Все равно кто я или как выгляжу. Меня могут не услышать и не понять, но я сделаю все возможное для этих людей. Я не забочусь о том, чтобы сделать хорошее выступление, я ищу слова, которые что-то изменят, затронут слушателей, побудят их следовать за моей мыслью и моим чувством. В какой-то момент я ловлю вдохновение и страх исчезает.

Когда мы забываем о себе, но думаем о другом человеке, нужные и понятные слова рождаются сами собой. Наверное, что у каждого из нас в жизни были моменты, когда мы произносили сильную, страстную речь, пытаясь утешить или поддержать близкого человека. Я думаю, что это один из секретов хороших публичных выступлений.
О внутренней правде
Еще Станиславский говорил о том, что каждое слово должно быть оправдано изнутри. Разные люди могут говорить по-разному. Не нужно подражать кому-то в попытках сделать свое выступлением интересным. Если вы физик, оставайтесь физиком, если художник, будьте художником и на сцене. Вы можете говорить обрывистыми фразами, или ваша речь может быть образной, витиеватой. Самое главное - за словами должно что-то стоять. И, как правило, это всегда относится к личности человека, его индивидуальности, его уникальному опыту и взгляду на мир.
«Очень важно оставаться собой и находить то, о чем вам действительно хочется рассказывать людям», - Елена Полякова.
Готовиться к выступлениями или импровизировать
Выйти на сцену неподготовленным – значит проявить неуважение к аудитории. Я бы сказала, чем короче выступление, тем тщательнее и дольше необходимо готовиться.
Прежде всего, нужно разобраться в том, перед кем вам предстоит выступить. Какие у ваших слушателей проблемы, какие у них потребности, убеждения и знания в вашей теме. Затем определить ясную цель – что должны сделать или усвоить слушатели в итоге. Об этом необходимо думать очень много.

В работе со спикерами мы всегда ищем идею. Мы говорим о некой ментальной конструкции, обо всем, что способно изменить мировоззрение человека, побудить его иначе взглянуть на тривиальные вещи. В основе идеи не обязательно лежит какое-то грандиозное открытие. Это может быть уникальный личный опыт спикера, его отношение к существующим проблемам или особое восприятие ситуации.

Идея и тема выступления – разные вещи. Простой пример: темой выступления может быть отчет отдела продаж за 2016 год, а идея – зависимость уровня продаж от уровня доверия внутри команды. Даже если вы просто сместите фокус внимания со «смотрите, чего мы достигли» на «смотрите, что мы обнаружили», ваше выступление будет намного интереснее.
Когда идея найдена, она становится сквозной линией, веревкой, которая связывает все повествовательные элементы между собой. Выступление – это не корзина, куда нужно сложить некоторые знания и факты. Это траектория, по которой нужно шаг за шагом провести слушатели из отправной точки к пониманию. Мы называем такое выступление путешествием. Поэтому необходимо продумать каждый пункт так, чтобы никто не потерялся в дороге, и сказать только то, что способствует развитию ключевой мысли.

Прежде, чем писать структуру, нужно дать волю вдохновению и воображению. Если идея найдена верно, то она обязательно волнует спикера. Мы рекомендуем ему какое-то время заниматься другими делами, но все время думать о своей теме. Когда родился какой-то интересный пример или образ, очень быстро записывать в виде тезиса или кусочка текста. В итоге через неделю появляется файл, в котором в разном порядке набросаны ценные мысли.

Тогда только можно выстраивать логическую последовательность, траекторию движения, где одно плавно вытекает из другого. Изюминка на торте - когда спикер использует метафоры, примеры и личные истории, чтобы сделать свой рассказ интересным и говорить понятным языком. Хорошие метафоры и удачные сравнения намного легче встраиваются в систему мировоззрения человека, чем прямое высказывание, и гораздо легче запоминаются.

Это забота о людях. Понимание, что мы выходим на сцену не ради себя, а ради того, чтобы люди ушли наполненные, чтобы что-то им передать.

О программе PRO Женщин
Когда мы говорим о вашей организации, есть вещи, которые приходят на ум первыми. Вот вы говорите: мы помогаем женщинам, которые хотят заниматься предпринимательством. Мы даем им поддержку. Но есть нечто большее. В каждом человеке есть красивая сила, которая направляет его. Также для организации. Особенно в организации, которая основывает свое движение на ценностном уровне.

В центре стоит женщина, которая хочет заниматься бизнесом или социальными проектами. Кроме потребности в выживании, еде и деньгах, у каждого человека есть одна важная потребность. Это потребность выражать себя в мир. Девушки, которые выступают у вас на открытии второго потока, – это те, кто рискнул изменить свою жизнь и пойти навстречу себе, своему внутреннему я. Здесь нет тривиального ответа. Нет шаблона типа «ты умеешь заниматься маркетингом, тебе нужно заниматься маркетингом». Наглядный пример - Кира Михайлова, которая после многих лет в сфере бизнеса, вдруг осознала, что хочет печь пирожки. Это стало отправной точкой, которая приносит ей наибольшее удовольствие и успех.

Ваша программа направлена, прежде всего, на созидание. Поэтому, участнице, для начала, предстоит осознать, что она хочет и любит делать. То сообщество, которое вы строите, в некотором смысле дает возможность женщинам отказаться от стереотипа, что для нее является критерием успеха и счастья. В центре вашего проекта стоит женщина, которая хочет выйти за границы того, что навязывает нам социальная среда, мир, говоря нам, кем мы должны быть и что нам должно делать. Женщина отказывается от того, что она знает о жизни и начинает как бы с чистого листа. Она спрашивает себя: «Есть ли что-то, что я хотела бы делать по-настоящему?»

Вы становитесь площадкой, где участница может расслабиться и найти нечто неожиданное для себя, но всегда хорошее. Потому что из самой красивой части нашей личности не может родиться ничего разрушительного. Вы помогаете женщине начать движение.

Да, мы сильные, мы можем очень многое. Но очень важно вовремя найти правильное русло, получить профессиональный совет, увидеть пример, обрести единомышленников. Вместе легче. Программа PRO женщин помогает женщинам в этом тоже – дает поддержку.